Когда речь заходит о взглядах Петра I, которыми он руководствовался в своих преобразованиях, то историки нередко изображают его как инженера, мало интересовавшегося гуманитарным дисциплинами: «Петр был типичным технократом. Проявляя интерес ко многим отраслям знаний, он явно отдавал предпочтение точным наукам, вообще знаниям, имевшим прикладное, практическое значение» (Е.В. Анисимов). Если же и говорится о гуманитарных пристрастиях Петра I, то, как правило, акцент делается на сочинениях западноевропейских теоретиков естественного права, типа Г. Гроция, Т. Гоббса и С. Пуфендорфа: ««Любимым его пособием стал перевод “De officiis hominis et civis” (“О должности человека и гражданина”) Самуэля Пуфендорфа, который он с похоронной серьезностью читал вслух на светских вечерах» (Х. Баггер).
Однако если более внимательно изучить, что писал сам Петр – а он владел пером не менее искусно, чем шпагой или компасом – и что он читал, то картина станет более сложной. Так, на протяжении всего своего царствования Петр живо интересовался историей. Более того, размышляя о судьбах своей – Российской – империи, он прямо обращался к опыту другой православной империи – Византии. Петр не был теоретиком в том смысле, что не писал трактатов; однако его вполне занимали теоретические вопросы об основаниях власти и ее функциях. И, если говорить о петровских политических текстах, то наиболее цитируемой в них книгой была Библия, а отнюдь не сочинения С. Пуфендорфа.
Таким образом, в лекции будет рассмотрена проблема, какие идеи были важны для Петра I и какое влияние они оказывали на его реформаторскую деятельность. Для этого, в свою очередь, предполагается обратиться к ряду специальных вопросов. Какие книги интересовали Петра I? Какое место занимал Бог в политических взглядах Петра и почему про Него следует не забывать, рассуждая о реформах первой четверти XVIII века? В связи с чем важно было для Петра помнить про Византию? Почему Петр считал, что самые опасные для государства люди – это лицемеры? Чем, согласно Петру, опасны страсти и как из-за них может погибнуть государство? И, соответственно, как с этим можно бороться на государственном уровне?
Сведения о лекторе: Михаил Александрович Киселев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доцент кафедры истории России УрФУ, автор более 50 научных работ, в том числе монографий: Естественное право и добродетель: Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру XVIII века (2016 г., в соавт.); «Регулярное» государство Петра I в сталинской России: судьбы историков права в контексте научных и идеологических баталий советского времени (2020); Патроны, слуги и друзья. Русско-украинские неформальные связи и управление Гетманщиной в 1700–1760-х гг. (2022, в соавт.).
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.