Лекция "Политическое богословие Петра I: в поисках идейных источников реформ первой четверти XVIII в."

Лекция к.и.н., ст.н.с. ИИиА УрО РАН, доцента УрФУ Михаила Александровича Киселёва, 29 января 2022 года, в 17:00

Наука 16+

Когда речь заходит о взглядах Петра I, которыми он руководствовался в своих преобразованиях, то историки нередко изображают его как инженера, мало интересовавшегося гуманитарным дисциплинами: «Петр был типичным технократом. Проявляя интерес ко многим отраслям знаний, он явно отдавал предпочтение точным наукам, вообще знаниям, имевшим прикладное, практическое значение» (Е.В. Анисимов). Если же и говорится о гуманитарных пристрастиях Петра I, то, как правило, акцент делается на сочинениях западноевропейских теоретиков естественного права, типа Г. Гроция, Т. Гоббса и С. Пуфендорфа: ««Любимым его пособием стал перевод “De officiis hominis et civis” (“О должности человека и гражданина”) Самуэля Пуфендорфа, который он с похоронной серьезностью читал вслух на светских вечерах» (Х. Баггер).


Однако если более внимательно изучить, что писал сам Петр – а он владел пером не менее искусно, чем шпагой или компасом – и что он читал, то картина станет более сложной. Так, на протяжении всего своего царствования Петр живо интересовался историей. Более того, размышляя о судьбах своей – Российской – империи, он прямо обращался к опыту другой православной империи – Византии. Петр не был теоретиком в том смысле, что не писал трактатов; однако его вполне занимали теоретические вопросы об основаниях власти и ее функциях. И, если говорить о петровских политических текстах, то наиболее цитируемой в них книгой была Библия, а отнюдь не сочинения С. Пуфендорфа.


Таким образом, в лекции будет рассмотрена проблема, какие идеи были важны для Петра I и какое влияние они оказывали на его реформаторскую деятельность. Для этого, в свою очередь, предполагается обратиться к ряду специальных вопросов. Какие книги интересовали Петра I? Какое место занимал Бог в политических взглядах Петра и почему про Него следует не забывать, рассуждая о реформах первой четверти XVIII века? В связи с чем важно было для Петра помнить про Византию? Почему Петр считал, что самые опасные для государства люди – это лицемеры? Чем, согласно Петру, опасны страсти и как из-за них может погибнуть государство? И, соответственно, как с этим можно бороться на государственном уровне?
 

Сведения о лекторе: Михаил Александрович Киселев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доцент кафедры истории России УрФУ, автор более 50 научных работ, в том числе монографий: Естественное право и добродетель: Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру XVIII века (2016 г., в соавт.); «Регулярное» государство Петра I в сталинской России: судьбы историков права в контексте научных и идеологических баталий советского времени (2020); Патроны, слуги и друзья. Русско-украинские неформальные связи и управление Гетманщиной в 1700–1760-х гг. (2022, в соавт.).

Поделиться:

810 дней назад
29 января 2022 17:00–19:00

Екатеринбург
Народной воли, 49. Конференц-зал
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов